Все статьи
- Лыжероллерный сезон закончен, да здравствует лыжный сезон
- Лыжероллеры из Италии по 4900 рублей
- Как проложить лыжню для себя с помощью снегохода
- Как подготовить лыжную трассу
- Лыжнику летом не обойтись без лыжного тренажера
- Бездорожье для лыжероллеров не преграда
- Как правильно выбирать лыжероллеры?
- Преимущества лыжероллеров Jenex V2
- И тест, и драйв!
- Лыжероллеры для бездорожья, тропы и плохого асфальта
Как подготовить лыжную трассу
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ
Лыжная трасса летом может быть трассой для бега и
велосипеда.
Создание лыжной трассы
может происходить как «с нуля», так и на основе уже
имеющихся тропинок или исторически сложившихся кругов (трасс).
Прежде всего нужно определить, для чего создаётся трас-
са — для прогулок, для прогулок
и тренировок, или и для прогу. Лыжная трасса — это спортивное сооружение, которое требует создания, соддержания и подготовки.
ПОДГОТОВКА
ЛЫЖНЫХ ТРАСС
Снегоход с навесными орудиями — хорошее бюджетное решение
для малых лыжных центров.
Также лучше сразу решить, будет ли трасса всесезонной — для бега, велосипеда, лыж — или только зимней. Как правило, легче получить поддержку от людей и организаций для крупных, продуманных проектов. Поэтому, чтобы сэкономить время и ресурсы, лучше сразу планировать делать всесезонную соревновательную трассу со срезками. Срезки позволят сократить длину трассы и/или убрать из трассы спуски-
подъёмы, труднопроходимые для детей и начинающих. Так-
же срезки позволят исключить «зимние» участки трассы —
например, участки, проходящие по заболоченной местности и поэтому неподходящие для летнего использования.
Безусловно, идеально, если соревновательная трасса соответствует требованиям гомологации Международной лыжной федерации (FIS).
Эти требования определяют для различной длины дистанций и различных дисциплин лыжных гонок — например, такие параметры:
Длина кругов трасс и как из них компонуются дистанции
различной протяжённости. На примере ниже — принципи-
альная схема системы трасс, которая сможет принять все
форматы гонок. Система состоит из двух разных кругов —
один для конька, другой — для классики, каждый по 3,75 км
длиной. Благодаря срезкам можно сделать дистанции 2,5
км и 3,3 км, а также дистанцию для спринта. Эти два кру
га могут также рассматриваться как один круг в 7,5 км, при-
годный как для раздельного, так и для общего старта, при
условии, что ширина полотна трассы будет достаточной.
Ширина полотна подготовленной трассы для различных дисциплин — например, для дуатлона нужна трасса шириной 12 метров.
Набор высот на трассах различной длины, для разных дисциплин;
Соотношение протяжен-
ности подъёмов, спусков и
равнины на трассах — их
должно быть приблизительно
по одной трети;
■ Расположение и компо-
новка лыжного стадиона — на-
пример, финишировать спорт-
смены должны в сторону юга,
чтобы солнце не мешало рабо-
те фотографов, нужно учесть
расположение зрителей, ком-
ментаторов, смазочных каби-
нок, зоны тестирования лыж,
разминочного круга и т.п...
В любом случае, нужно сра-
зу определить, какой ширины
будет трасса, и придерживаться
этой ширины при работах. Если
говорить о минимуме, то шири-
на «коридора» трассы должна
быть не менее четырёх метров
между деревьями. Так как нака-
тывать трассу вплотную к де-
ревьям небезопасно — подготов-
ленное полотно трассы зимой по-
лучится около трёх метров ши-
риной. Это предельно малая
ширина, чтобы идти параллель-
но коньком и классикой. На со-
ревнованиях на такой трассе
участникам может оказаться тес-
новато. При такой ширине есть
риск, что классическая лыжня на
подъемах будет закатываться
наискосок следами лыж людей,
идущих коньковым ходом.
Если классическая лыжня
закатывается следами лыжни-
ков, идущих коньковым ходом,
то у лыжников, идущих класси-
ческим ходом, создадутся слож -
ности с держанием лыж. Для
хорошего держания классиче-
ских лыж нужна гладкая, плот-
ная поверхность лыжни. Поэто-
му нужно стремиться увеличить
ширину полотна трассы, осо-
бенно на подъёмах.
ЛЫЖНЫЙ спорт
Даже малый ретрак,
как, например, этот Пистен Булли
Паана, позволяет подготовить
весьма качественную
лыжную трассу.
Набор высот на трассах различной длины, для разных дисциплин;
Соотношение протяжен-
ности подъёмов, спусков и
равнины на трассах — их
должно быть приблизительно
по одной трети;
ОПЫТ ПОВЕРХНОСТЬ ТРАССЫ Чтобы снежная поверх-
ность трассы получалась гладкой, нужно в бесснежное вре-
мя стремиться выровнять трассу в поперечном направлении
и стремиться, чтобы в продольном направлении трасса
была также выровнена, без резких бугров и ям. Повороты
на трассе должны быть плавными, с хорошим обзором,
это важно как для тренирующихся и катающихся, так и
для водителей машин, готовящих трассу.
ВОДООТВОД ОТ ТРАССЫ
Для того чтобы трасса была твёрдой для бега и велоси-
педа, а также для того, чтобы на трассе дольше лежал снег —
необходимо отводить от трассы дождевую, талую и грунтовую воду.
Ранней весной земля промёрзшая, и талая вода в землю уйти не может. Если талая вода будет находиться под снегом трассы, то снег будет таять в ней, поэтому нужно, чтобы вода не застаивалась на трассе.
Отведение воды от трассы проще всего сделать при помощи дренажных и водоотводящих канавок. При этом на полотне трассы не должно быть впадин, где могла бы собираться вода — полотно трассы в разрезе не должно быть жёлобом, лучше чтобы трасса была слегка выпуклой в разрезе,
чтобы вода с неё скатывалась.
РАСТИТЕЛЬНОСТЬ НА ТРАССЕ В летнее время на трассе
может вырастать трава и мелкий кустарник, которые будут
мешать передвижению бегунов и велосипедистов. Эту расти-
тельность необходимо убирать 3-4 раза за сезон. Для этого
можно использовать как обычную косу, так и бензиновый
триммер с леской или, если много кустарника — триммер с
диском. Для работы с триммером не требуется особых навы-
ков; правда, на трассу придётся брать с собой запас разве-
дённого с маслом бензина. Коса требует отбивки, заточки и
Водоотвод от трассы снижает уровень грунтовых вод — это означает,что полотно трассы будет твёрже, и на нём будет дольше лежать снег. Прокашивать всю трассу
не обязательно, достаточно прокосить полосу шириной в
один проход (взмах) косой или триммером, стремясь располо-
жить тропинку трассы посередине этой полосы. Когда выпа-
дет снег, остальная, нескошенная трава пригнётся под снегом
и станет отличной основой для первых выходов на лыжах.
Периодически на трассу падают деревья — либо от старости, либо от сильного ветра.
Это происходит особенно часто в весенний и осенний периоды, когда грунт насыщается водой и становится менее
плотным. В целях соблюдения безопасности труда на уборку деревьев лучше выходить вдвоём и с бензопилой.
ОТСЫПКА ТРАССЫ
Отсыпка трассы — это роскошь, которая способствует то
му, что трасса становится суше и твёрже, и на месте тропинки
от ног/колёс не появляется канавка, которая мешает лыжни-
кам в начале зимы. Также отсыпка трассы способствует тому,
что трасса быстрее высыхает весной или после дождя и к то-
му, что на трассе вырастает
меньше травы и кустарника. От сыпать трассу следует на выбор
или в смеси — песчано-гравийной смесью, опилками, шлаком.
Опилки и шлак способствуют тому, чтобы трава и кусты не вы-
растали на трассе. Отсыпать трассу желательно по всей ши-
рине полотна трассы, толщиной 10-30 сантиметров. Если нет
возможности отсыпать во всю ширину, отсыпать необходимо в
первую очередь проблемные, мокрые места, хотя бы в метр
шириной, по траектории движения бегунов и велосипедистов.
ПОДГОТОВКА
ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ ЗИМОЙ Лыжная трасса зимой требует подготовки для того, чтобы:
1. Создавать и поддержи
вать ровную, плотную снежную поверхность на трассе;
2. Обеспечивать приятное и безопасное катание;
– разрыхляя поверхность снега на трассе, если
трасса смерзлась, укатывая и уплотняя верх ний слой снега, если поверхность трассы стала
рыхлая в результате оттепели или снегопада;
3. Убирать «волну», возникающую на лыжне для клас-
сического хода;
4. Убирать продольный бугор, возникающий на трассе
для конькового хода;
5. Препятствовать быстро-
му сходу снега весной.
Снег на лыжной трассе
подвергается следующим воз-
действиям:
1. Время: снег «стареет» — снежинки рассыпаются на
льдинки, грани льдинок тупятся;
2. Перепады температур в зависимости от погоды или
смены времени суток: снег либо смерзается от холода,
либо рассыпается от потепления;
3. Изменения влажности воздуха: в сочетании с изме-
нениями температуры воздуха создают различные типы
снежной поверхности;
4. Солнечное излучение: способствует старению снега
и таянию;
5. Пары и тепло от непромерзшей земли в начале зимы:
делают толщу снега пористой;
6. Холод от замёрзшего грунта в конце зимы: цементи-
рует трассу;
7. Падающие из воздуха и с деревьев частички пыли и му-
сорасмешиваются со снегом и ухудшают скольжение лыж;
8. Вода, идущая весной по грунту, растапливает снег на
трассе;
9. Катающиеся лыжники толкают и перемещают снег на
трассе — на коньковой трассе
вдоль середины трассы по ОПЫТ
является «хребет», а на клас-
сической лыжне появляется
«волна». В основе процесса подготовки снежных поверхностей,
в частности — лыжных трасс, лежит процесс уплотнения
кристаллов снега. Часто встречающимся заблуждением является то, что снег уплотняется
весом, например, ратрака или бороны — по типу того, как ка-
ток-асфальтоукладчик создает полотно дороги.
Удивительно то, что удельное давление на снег снегохо-
дов и снегоуплотняющих машин (оно измеряется в давлении
на единицу площади) — может быть меньше (50-100 г/кв.см),
чем у пешехода (от 200 г/кв.см и выше), или у лыжника-спорт-
смена, движущегося коньковым ходом на закантованной лыже
(150-200 г/кв.см). Уплотнение снега происходит тогда, когда снег при помощи вращающейся фрезы ратрака или зубьев бороны,
прицепленной к движущемуся снегоходу, подвергается пе ре -
меши ва нию, в результате чего снежинки теряют свою «ветви-
стость» и рассыпаются на льдинки, частицы снега измельчаются
и ложатся компактнее в толще. Дневные колебания температу-
ры и изменения влажности вносят свою лепту — снег смерза-
ется и становится плотным.
Продавить и уплотнить всю
толщину сугроба снега очень
непросто, практически невоз-
можно. Даже пешеход не про-
давливает всю толщу сугроба,
а машины, передвигающиеся
по снегу, имеют в несколько раз
меньшее удельное давление на
снег, чем пешеход. Поэтому
единственный действенный спо-
соб уплотнения снежного по-
крова — обработка каждого
слоя выпавшего снега — жела-
тельно по несколько раз!
Основных факторов, опре-
деляющих качество подготовки
лыжной трассы — три, и они при-
мерно одинаково важные. Это:
1. Персонал, который го-
товит лыжную трассу,
2. Оборудование, кото-
рым готовится лыжная трасса,
3. Частота подготовки лыж -
ной трассы.
ОБОРУДОВАНИЕ
ДЛЯ ПОДГОТOВКИ
ЛЫЖНЫХ ТРАСС
РАТРАКИ
Эти машины идеально под-
ходят для подготовки лыжных
трасс. Ограничивающими фак -
торами являются относитель-
ная дороговизна и необходи-
мость иметь снежный покров
толщиной от 15 сантиметров и
выше. Обычно ратрак оправ-
дывает себя там, где есть систе-
мы искуственного оснежения, и
с самого начала сезона закла-
дывается подушка снега, поз-
воляющая работать ратраку.
На сегодняшний день в России
представлены 4 производителя
ратраков — японская Охара
(Ohara), немецкий Пистен Бул-
ли (Pisten Bully), итальянский
Принот (Prinoth), итальянский
Сноу Рэббит (Snow Rabbit).
Остальные существовавшие ра-
нее марки либо прекратили
своё существование, либо по-
глощены вышеназванными про-
изводителями. В США есть свои
производители ратраков, не
представленные в России.
ОХАРА
Согласно информации, за-
явленной на сайте Охара —
ратраков, приспособленных
для подготовки лыжных трасс
эта компания не поставляет.
ПИСТЕН БУЛЛИ
Пистен Булли Паана
(PistenBully Paana — 117 л.с.)
ранее выпускался финской ком-
панией.
Данные модели оснащают-
ся системами с двумя лыжне-
укладчиками для нарезки лыж-
ни с ручной или гидравлической
(из кабины оператора) регули-
ровкой ширины лыжни в диапа-
зоне 70 мм, расстояния между
соседними лыжнями в диапазо-
не 735 мм. Также на каждый
лыжнеукладчик можно устано-
вить дополнительную фрезу, ко-
торая взрыхляет снег в полосе
прокладываемой лыжни на на-
страиваемую из кабины глуби-
ну от 0 до 60 мм для получения
наилучшего качества (система
VarioTrackDesigner).
На модели PistenBully
400/600 и Formatic 350 воз-
можно установить как выше-
упомянутые системы с двумя
лыжнеукладчиками, так и
системы для массового ката-
ния — с тремя или четырьмя
лыжнеукладчиками для на-
резки лыжни с регулировкой
ширины колеи лыжни для
удобства катающихся как
взрослых, так и детей.
СНЕГОХОДЫ
Снегоходы — более бюд-
жетный вариант, чем ратраки.
Причём снегоходом с прицеп-
ным устройством можно начи-
нать готовить трассу практи-
чески с первого снегопада.
Для подготовки лыжной
трассы зимой нужен так назы-
ваемый утилитарный снегоход
с неузкой (от 50 см шириной и
выше) и длинной гусеницей.
Благодаря широкой гусенице
утилитарные снегоходы обла-
дают превосходной проходи-
мостью и развивают высокое
тяговое усилие. Желательно,
чтобы гусеница была ошипова-
на, это очень поможет при под-
готовке обледеневшей трассы,
такие гусеницы продаются от-
дельно. Утилитарные снегохо-
ды обычно снабжены тремя пе-
редачами — задняя, передняя и
передняя пониженная — имен-
но эта передача используется
для подготовки трассы при
большом количестве выпавше -
го снега. По компоновке — сне-
гоходы с двумя лыжами впере-
ди предпочтительнее по причи-
не лучшей управляемости.
Примеры утилитарных сне-
гоходов: отечественные «Бу-
ран» и «Тайга» (с широкой гу-
сеницей), зарубежные «Яма -
ха» серии Викинг (Yamaha Vi -
king), «Полярис» серии Ути ли ти
Лыжная трасса летом.
Как видите, она освещена,
спрофилирована и отсыпана
крупным песком. Иногда
в качестве материала
для отсыпки используется
мелкий гравий или опилки.
Отечественный
«Буран» выпускается практиче-
ски без изменений с 70-х годов
и был популярен по причине
своей широкой гусеницы и не-
высокой цены. Сейчас «Буран»
утрачивает свои позиции, так
как его цена подходит к уров-
ню цены «свежего» подержан-
ного импортного снегохода.
ПРИЦЕПНЫЕ УСТРОЙСТВА
Классический набор при-
цепных устройств для подго-
товки трасс:
■ Борона или решётка,
■ Резак для классической
лыжни,
■ Каток-барабан для при-
катки снега.
Этот рынок несильно раз-
вит в Европе, в США есть три
заметных производителя, а в
России этот рынок оборудования для прокладки лыжни отлично развит. Лидером рынка в производстве качетсвенных резаков для прокладки лыжни и борон для лыжни конькового хода является компания SNOWPRO. Главный сайт прокладке лыжни www.
SKITRACKER.RU. SNOWPRO пионер на рынке прицепных устройств для подготовки лыжной трассы. Благодаря этой компании потребитель может получить отличное оборудованияе для прокладки лыжни. Многие годы подготовки лыжной трассы и испытаний не прошли даром. SNOWPro удалось создать высокого технологичное, максимально универсальное, доступное оборудование: резаки для прокладки лыжни для классического хода, или как их еще называют укладчики, бороны для прокладки коньковой лыжни, катки-снегоукладчики для первичной трамбовки свежевыпавшего снега.
Универсальная борона SNOWPRO для прокладки лыж -
ни для конькового хода — имеет три съемных модуля для раз-
личных способов обработки снега. Снимая и устанавливая
модули, можно варьировать способ обработки снега и сте-
пень нагрузки на снегоход.
Материал: сталь с порошковым покрытием. Дышло с демпфером в комплекте. Дышло имеет приспособление для зацепа к снегоходу в виде стального кольца внутренним диа-
метром 30мм. Универсальную борону можно купить во мно-
гих городах России и заказать у производителя на сайте www.skitracker.ru.
Резак для прокладки классической лыжни XCSPORT —
предназначен для прокладки лыжни классического хода;
благодаря ему каждый обладатель снегохода может про-
ложить качественную лыжню как для прогулок с семьей, друзь-
ями, так и для проведения лыжных соревнований. Резак XCSPORT
может работать в давящем (для рыхлого снега и малоснежья) и в режущем (для плотного снега и наста) режимах.
Переставив дышло на другую сторону, можно за несколько
секунд изменить способ прокладки лыжни. Шарнирное крепление позволяет переворачивать резак из транспортного положения «санки» в рабочее положение «резак» не отцепляя от снегохода.
Трассу необходимо готовить регулярно. В Скандина
вии во многих местах трассы готовят ежедневно, при том, что
протяженность лыжных трасс на некоторых курортах превосходит 100 км! Желательно готовить трассу не менее трех
раз в неделю, а в снегопад — каждый день, пока идет снег.
Даже если снег не идет, а стоит ясная, морозная погода,
трассу всё равно необходимо готовить.
ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ
ТРАССЫ:
■ Первый серьёзный снегопад, выпало 5-10 см снега.
Пройти снегоходом 1-2 круга, сделать 1-2 следа по продоль-
ной оси трассы. Потом, через сутки, катком придавить снег
по всей ширине трассы.
■ Нормальный, установившийся снежный покров, пеньки
и корни надёжно укрыты снегом. В зависимости от ширины
трассы — два-три прохода бороной с зубьями, с небольшим
перехлестом; если есть бугорот конька, то снять его боро-
ной, это лучше делать идя противоходом. Бугор больше все-
го на подъёмах, и снегоходу легче, когда борона снимает
бугор, идя под гору.
■ Если классическая лыж-
ня уже с волной, то закатать
ее бороной и нарезать новую;
если позволяет ширина, это
нужно сделать с другой сторо-
ны трассы или рядом, парал-
лельно старой.
■ Всю подготовку лучше
проводить вечером, в темное
время, сразу после того, как с
трассы ушли катающиеся —
меньше шансов встретиться с
лыжниками, а главное — после
подготовки снег за ночь смёрз-
нется, трасса будет качествен-
ной и быстрой.
■ На спусках лыжню ре-
зать по краю, чтобы лыжники
имели возможность выходить
из лыжни, например, чтобы
притормозить. На спусках с
поворотом — лучше резать
лыжню по внешнему краю,
чтобы улучшить обзор едуще-
му со спуска.
■ Если трассу готовить ут-
ром — снег не успеет смерз-
нуться и трассу легче разо-
бьют.
■ Если трасса неширокая,
то нужно периодически в тече-
ние сезона делать выезд толь-
ко на снегоходе — приминать
края трассы вдоль деревьев,
чтобы было больше места по
ширине разместить классиче-
скую лыжню и коньковую
трассу. Во время таких вы-
ездов также следует убирать
секатором и пилой нависшие
над трассой ветви.
ЭКОНОМИКА ПОДГОТОВКИ
ТРАССЫ В ОБЩИХ ЧЕРТАХ
Пример — трасса 15 км со
срезками на 3-5-10 км. Ши-
рина 4-5 метров — 3 ширины
бороны на коньковой полосе
и классическая лыжня — по
краю.
■ Один выезд — 4 часа с
переодеванием, заправками
и т.п. — исходя из этого фор-
мируется фонд зарплаты ра-
ботника.
■ Зима в средней полосе
России — 15 недель в среднем
по 4 выезда в неделю (с уче-
том снегопадов и соревнова-
ний) = 60 выездов по 50 км
(со срезками и т.п.) = 3.000 км
пробега за зиму с затратами
на горючее, масло, ТО, ре-
монт и амортизацию снегохо-
да и прицепных орудий.
■ Жизненный цикл снего-
хода и орудий лучше считать
на 5 лет.
Где купить оборуджование для прокладки лыжни:
резаки для лыжни, бороны для лыжни, катки снегоукладчики, подкаты для снегохода.
МОСКВА
Где купить резаки, бороны, оборудование для прокладки лыжни, роликовые подкаты для снегохода в Москве
Интернет-магазин Аляска
Cайт: www.alaska.webasyst.ru/shop
Телефон:+7 (495) 778-71-74
Доставка курьером по Москве
Доставка по России курьерской службой EMS, почтой России и транспортными компаниями
Магазин Мульти-Спорт
Телефон: +7 (495) 767-16-61
Cайт: www.multi-sport.su
E-mail: info@multi-sport.su
Розничная продажа и интернет-магазин. Доставка по Москве курьером, по России – почтой, EMS или любой ТК.
г. Москва, ул. Шухова д. 11/1614 (м. Шаболовская, м. Тульская)
Магазин XSPORT
Телефон: +7 Сайт: www.xsport.ru
Телефон: +7 (495) 506-62-93, +7 (495) 641 05 44
г. Москва, ул. Генерала Белова, д. 26, стр. 9 (м. Домодедовская)
Часы работы магазина: с 10-00 до 18-00
Интернет-магазин SPORTLIVE
Телефон: +7 (495) 570-44-44, 226-58-67, +7 (964) 56-100-46
Skype: SportsLive
Доставка по Москве и России
Магазин СпортДепо
Телефон:+7 (495) 6408714
г. Москва, Сокольнический вап, д.1Б кор.2
Часы работы магазина: с 10-00 до 21-00.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Где купить резаки, бороны, оборудование для прокладки лыжни, роликовые подкаты для снегохода в Санкт-Петербурге
Магазин Мавира
Телефон: (812) 703-74-09, 517-91-98, 938-38-39
Часы работы магазина: с 9-00 до 18-00г.
Санкт-Петербург, пр. Луначарского, д. 72-1, оф. 32
САМАРА
Где купить резаки, бороны, оборудование для прокладки лыжни, роликовые подкаты для снегохода в Самаре
Магазин Олимп
Телефон: +7 (846) 240-86-56
Часы работы магазина: с 10-00 до 18-00
г. Самара 443031 ул. Ташкентская д.248
КИРОВ
Где купить резаки, бороны, оборудование для прокладки лыжни, роликовые подкаты для снегохода в Кирове
Магазин Аляска Киров
Телефон: +7 (912) 7348850
Часы работы магазина: с 10-00 до 18-00
г. Киров, ул. Розы Люксембург 84
ХАБАРОВСК
Где купить резаки, бороны, оборудование для прокладки лыжни, роликовые подкаты для снегохода в Хабаровске
Магазин Пионер
Телефон: +7 (4212) 910695 моб.+7(914)1860726
Часы работы магазина: с 10-00 до 18-00
г. Хабаровск, ул. Гайдара 13
--------------------------------------------------------------------------------
Оптовые поставки оборудования для прокладки лыжни, снегоходных трасс, для малых горнолыжных склонов от разработчика и производителя:
+7 (495) 778-71-74, e-mail: info@xcsport.ru
Доставка резаков для прокладки классической лыжни, борон для прокладки коньковой лыжни, оборудования для прокладки лыжни, роликовых подкатов для снегохода по всей России